Поклонники Цискаридзе - Мастеру

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Поклонники Цискаридзе - Мастеру » Тестовый форум » Призрак оперы - 2


Призрак оперы - 2

Сообщений 1 страница 30 из 57

1

Открываю продолжение темы "Призрак оперы" рецензией Александра Дольчева на "Садко" в Большом в постановке Чернякова.
https://www.facebook.com/aleksandrs.dol … 1008968006

+1

2

"Садко" без Садка. Черняков представил в Большом гламурную оперу.
https://www.mk.ru/culture/2020/02/16/dm … y-NVFq5YgM
https://static.mk.ru/upload/entities/2020/02/16/15/articles/detailPicture/56/77/ae/20/83f7f9d12706e6d7f5a672defe90f25f.jpg

Отредактировано алеша попович (2020-04-15 18:32:29)

0

3

Cпасибо, Алеша, что продолжили эту почти заглохшую у нас тему! А она очень нужна!

+1

4

Всегда пожалуйста, дорогая Ольга! Даю еще одну ссылку на ту же статью Дольчева на сайте "Опера искусство не для всех", где больше фотографий и становится ясно, о кактх "бусах" идет речь в тексте.
https://dolchev.livejournal.com/

0

5

А вот что забавно:
Только что г-н директор в интервью г-же Кузнецовой сообщил, что считает неправильным показывать премьеры театра в интернет-трансляциях

Мне кажется, показывать спектакли надо разумно и осторожно, поддерживая в мире интерес к своим постановкам, но не выдавая на-гора всю продукцию и не подменяя этим возможность зрителю самому прийти в театр и познакомиться со спектаклем вживую.

https://www.kommersant.ru/doc/4316883?f … tR_KQ3pNIM
Поэтому в трансляциях имени пандемии БТ выложил свой "золотой запас", который многие зрители признали уже условно золотым, так как видали мы и получше.
А вот Садко - исключение!
Мало того, что сей шедевр уже транслировали с премьеры, так еще и в мае опять покажут, под предлогом дня рождения Чернякова.

Опера «Садко» Римского-Корсакова, последняя премьера Большого перед вынужденным закрытием, будет дана в день рождения постановщика этого замечательного спектакля – Дмитрия Чернякова, который 11 мая отметит 50-летний юбилей.

  https://www.bolshoi.ru/about/press/arti … broadcast/
Видимо, в постоянном репертуаре увидеть этот спектакль, на который зачастят любители высокого искусства, никто не надеется. А те гламурные персонажи, которых с таким азартом описывала недавно в своем интервью Черномурова, отмечаются только на премьерах, второй раз идти незачем - инстаграмы хранят фото.

0

6

Чечилия Бартоли . Ария Ирены из оперы "Баязет" Вивальди. Красивейшая ария, но малоизвестная.

0

7

И вот что сделала с "блистательной Чечилией Бортоли" режопера. Ария Клеопатры  "V'adoro pupille" из оперы "Юлий Цезарь" Генделя. Оцените стриптиз и полет на крылатой ракете.

0

8

Сирень, спасибо! Фантастически прекрасная ария! Лучше бы возрождали изумительную музыук 18 века, малоизвестную, как оперы Вивальди, Чимарозы, Сарти, Пазиелло. Вивальди известен как автор "Времен года", ну скрипичного концерта, а вот оперы его практически у нас неизвестны. Честь и хвала Чечилии, что продолжила дело знакомства широкой публики с этими забытыми шедеврами по примеру Каллас и Кабаллье.

+1

9

Поскольку многие нынче отлынивают от знакомства с новинками нашего большого-пребольшого (да еще в коллаборации с Мет), то можно ознакомиться с мнением народного эксперта Дольчева, героически продолжающего нести инфу в массы (за что ему благодарны)
https://dolchev.livejournal.com/223525. … dTHRccrLqQ

Тут и про Онегина можно почитать
https://dolchev.livejournal.com/221475. … =3userpost

+1

10

Семен Семеныч написал(а):

Поскольку многие нынче отлынивают от знакомства с новинками нашего большого-пребольшого...

Тоска тоской с этим ГАБТ, режперами и всей остальной культуркой :dontknow:

0

11

VN написал(а):

Тоска тоской с этим ГАБТ, режперами и всей остальной культуркой

Это точно, дорогая VN, тоска тоскливая. Даже на премьерном балете Орландо народ со скуки дохнет. Тут хоть и оперная страничка, но пару ссылок кинем
https://muzlifemagazine.ru/orlando-bez- … GCGEfXulrY
https://www.kommersant.ru/doc/4742789
К слову, когда в Стасяне демонстрировали предыдущий опус Шпука "Анна Каренина", это было также точно  скучно и хореографически бедно. Но видимо привязанности директорской четы БТ (а тогда Стасика) устойчивы, поэтому мы наблюдаем одних и тех же "творцов", сменяющих друг друга по кругу, как в калейдоскопе. И никого не смущает даже, если у постановки нет успеха, они будут пробовать вновь и вновь. Одни и те же, опять и опять....
А в юбилей театрика еще вот так развлекают
https://dolchev.livejournal.com/224636. … j7JPJ4qnWE
И как верно заметил господин Дольчев, "образовался такой круговорот бабла в искусстве и разорвать этот круг невозможно."

0

12

Дольчев-"моя любовь" :flag: Ни убавить, ни прибавить :glasses: 
И сегодня этот запах агрессивного меньшинства воняет (уж, простите) отовсюду, во всех сферах жизнедеятельности :angry:
Спасибо, Семен Семенович, за Ваш труд на форуме.

0

13

Впервые не согласна с Дольчевым - сложно представить Доминго, а тем более Аризи во главе Большого театра. В свете озвученных тенденций это маловероятно.

0

14

VN написал(а):

Тоска тоской с этим ГАБТ, режперами и всей остальной культуркой

Однако (отмечает наш оперный эксперт) как раз-таки на примере Тоски, наметилась и новая тенденция - от режопере к худопере

Творчество Stefano Poda принадлежит к направлению *худопера*, т к он художник от этого вида искусства.
А художник что ? — всем известно — он так видит и чувствует пространство сцены !
https://dolchev.livejournal.com/

Пик режоперы оперное искусство скорей всего прошло, перевод этого направления в политическое русло, которое воплотил
онлайн на сцене Wiener Staatsoper г-н Серебренников, где в Парсифале herr Kaufmann сыграл то ли самого Серебренникова / то ли Навального, сидящего в тюрьме и находящегося под пытками запахом жареной курочки, вполне может стать поворотным моментом от протухания к окончательной утилизации.

Сможет ли худопера заместить на мировом планшете сцен всеми нами проклинаемую режоперу..? — Рассмотрим на примере Тоски.
Стефано Пода, по мнению глубоко продвинутого в области музыкального театра Ходнева, в основном ставит в театрах категории В...можно подумать, что в Большом театре все остальные режиссёры, которые до этого ставили в Красном факеле, все категории А.:-)
Ещё подождите, на горизонте должны появиться Богомолов и оставшийся не у дел Вилазон; на скамейке запасных сидит жена Доминго — она же тоже режиссёр, типа.

Музыка мало интересует постановщиков — о чем многие из них не стесняются говорить открыто.
Может такое и правильно, потому как в основном музыка написана хрен знает сколько лет назад, а ГАБТ категорически позиционирует себя не музеем, поэтому функция оркестра и дирижёра постоянно сводится к сопровождению событий, происходящих на сцене. Так сказать, функция сопутствующая продаже продукта, как в торговых центрах, — там же постоянно играет музыка фоном. Считается, что под музыку легче впарить товар любого качества, а качество товара, которым торгует БТ, всем известно, оно невысокое.

Еще среди претензий любителей оперы и постоянных слушателей (как я понимаю) , качество исполнения. Видимо, мало разбираясь в музыке, руководство театра(-ов) во главу угла ставит трэшевую режиссуру, вызывающую ажиотаж и перетолки, а вот при выборе исполнителей полагается на некие менеджерские подразделения, поставляющие свой каст за определенную мзду, тогда как подобного качества исполнители имеются  без промежуточных выплат.

0

15

Cемен Семенович, наткнулась на статью Халдея о цветных революциях. Очень хорошо автор говорит об их целях как "оглуплении" населения. И вот такие постановки оперы - это понижение, упрощение, опошление, оглупление. Все объяснимо. Почитайте.
https://regnum.ru/news/polit/3252690.html

0

16

Ромашка, вот-вот, и ведь ситуация всё критичнее. Вот здесь

О двойственности культурной политики. Богомолов или «Богохулов» её хозяин
https://zen.yandex.ru/media/id/5f53e366 … 4f25e3afb2

как раз автор (как и мы) удивлен ситуацией

Прикрывшись нашумевшим манифестом про то, как надо нам «правильно» входить в Европу, Богохулов и К°, видимо, окончательно решили, что жизнь удалась, и продолжают резвиться за государственный счет. И это притом, что высшие лица государства не устают повторять свои абсолютно правильные тезисы о необходимости в культуре отстаивать и приумножать наши традиционные ценности. А патриотические художники, ориентированные на развитие классической традиции в культуре, продолжают испытывать немалые трудности с финансированием. До тех пор, пока культурная политика в нашем Отечестве будет страдать такой двойственностью, перспективы национального возрождения по-прежнему будут выглядеть, мягко говоря, довольно туманно.

К слову, политика министерств культуры и образования вызывает недоумение - вроде министры нового призыва, а тенденции то прежние.
Не удивительно, что в Совфеде недовольны результатом

спикер Совета федерации Валентина Матвиенко неожиданно отчитала министра просвещения Сергея Кравцова за «системное» непонимание целей образовательного нацпроекта и «чрезмерную увлеченность» международным опытом.  https://www.kommersant.ru/doc/4663339

В недавнем диалоге Цискаридзе с министром образования мы наблюдали, что Николай Максимович говорит о том, что надо возвращаться к прежней эффективной системе образования, и не требовать бесконечных письменных отчетов на каждый чих, а что говорит в ответ министр - мне даже уловить не удалось зерна. Слов много, а о чем они?
Также в другом интервью Николай упомянул и о некотором разочаровании от деятельности минкульта и нового министра.
По мне так здесь вообще полный атас.

0

17

Cемен Семенович, благодарю за познавательную  статью из "Коммерсанта" о критике образования со стороны Матвиенко. Обратите внимание на дату 28 января 2021 года. После этого диалога Матвиенко с министром образования много знаковых  событий произошло. В послании к Федеральному собранию Президент уже носом ткнул составителей учебников, а через них и министерство: "Нет упоминания о Сталинградской битве!" Уверена, это только начало. Дипломатический скандал с ЕС ускорит процесс отказа от слепого копирования "европейского опыта". Сказали про учебники, скажут и про театры с кинофильмами.

0

18

Фильм к юбилею Анны Нетребко.

Отредактировано нереида (2021-09-22 18:00:13)

0

19

Почему в Большом развалился Садко.
https://www.vedomosti.ru/lifestyle/arti … lsya-sadko
Автор статьи в "Ведомостях" от 24 февраля 2020 года поставил диагноз героям Чернякова: " Его тема - современный европейский человек на приеме у психотерапевта".

Отредактировано виола (2021-10-12 19:50:42)

0

20

виола написал(а):

Почему в Большом развалился Садко.
https://www.vedomosti.ru/lifestyle/arti … lsya-sadko
Автор статьи в "Ведомостях" от 24 февраля 2020 года поставил диагноз героям Чернякова: " Его тема - современный европейский человек на приеме у психотерапевта".

Чернякову и всей их режотусовке и психотерапевт уже не поможет, на мой взгляд :no:

0

21

VN, с возвращением! Что психотерапевт не поможет - это факт. Но смерть во время представления артиста, госпитализация директора театра - все это как черная метка. "Садко" - последняя опера, которую Черняков поставил в Большом. Елена права в статье "Бурный роман Большого с Черняковам ЗАВЕРШИЛСЯ смертью на сцене". Все. Сотрудничество завершено. Точка.

+1

22

А вот и новый развеселый балаган - Риголетто! Show must go on!

Глаза разбегаются. Уши тоже
«Риголетто» в МАМТе
https://www.colta.ru/articles/music_cla … letto-mamt

+1

23

Семен Семеныч написал(а):

А вот и новый развеселый балаган - Риголетто! Show must go on!

Да уж, посмеялась от души :rofl:
Неужели кто то смотрит эту (простите, не сдержусь) фигню :dontknow:

0

24

И ладно бы локально где-то фигню продвигали, а где-то нет.
А то ведь, дорогая VN, куда ни пойди - обхохочешься, но это смех сквозь слезы.
Вот хочется детей сводить в театр, приобщить к высокому искусству, а некуда, чесслово.

0

25

Как правильно ставить оперу
Памятка современному оперному режиссеру

https://www.classicalmusicnews.ru/humor … g-advices/
Этому тексту сегодня ровно пять лет. Когда я впервые его прочел, не сомневался, что это юмор.
Однако эти советы, похоже, по сей день на полном серьезе используют оперные  режиссеры.

+1

26

Семен Семеныч написал(а):

https://www.classicalmusicnews.ru/humor … g-advices/
Этому тексту сегодня ровно пять лет. Когда я впервые его прочел, не сомневался, что это юмор.
Однако эти советы, похоже, по сей день на полном серьезе используют оперные  режиссеры.

Я уже ничему не удивляюсь. И да, детей просто так в театр не  поведешь, пока не изучишь тщательно чем могут "порадовать" :glasses:

0

27

Чтобы отвлечься от современных оперных уродств предлагаю ссылку на подборку лучших женских арий.
https://pikabu.ru/story/nebolshaya_podb … ya_5479561

Отредактировано ромашка (2021-12-11 13:24:02)

+1

28

Сегодня 24 февраля в Большом театре состоится премьера оперы Вагнера "Лоэнгрин", которая не шла в театре сто лет.
https://tass.ru/kultura/13825221
Екатериан Новикова, пресс-секретарь теара, отметила, что новая постановка является совместным проектом Большого театра и Нью-Йоркской Метрополитен-оперы. "Первым подобным проектом была опера Рихарда Штрауса "Саломея", премьера которой состоялась в ГАБТ в феврале 2021 года и имела громкий успех", - напомнила собеседница агентства, добавив, что предстоящая премьера "Лоэнгрина" станет единственной на данный момент постановкой Вагнера на московской сцене и, без сомнения, вызовет огромный интерес публики.

"Постановку "Лоэнгрина" на сцене Большого театра осуществляет мощная международная команда. Так, режиссером постановщиком выступает Франсуа Жирар, на счету которого ряд успешных постановок вагнеровских опер: "Зигфрид" в Канадской опере, "Летучий голландец" и "Парсифаль" в Метрополитен-опере. В Большом театре он работает впервые. В качестве дирижера-постановщика выбран Эван Роджистер, который является главным дирижером Вашингтонской Национальной оперы и оркестра Центра исполнительских искусств им. Дж. Кеннеди. В Большом театре он дирижировал премьерой оперы "Богема" Джакомо Пуччини в 2018 году. За сценографию и костюмы отвечает всемирно известный художник Тим Йип. Он работает в области современного искусства, одежды, театра, кино, литературы и в других направлениях. За фильм "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" удостоен премии "Оскар" в номинации "Лучший художник-постановщик" и премии Британской академии кинематографического и телевизионного искусства (BAFTA) как "Лучший художник по костюмам" (2001 году)", - представила постановочную команду пресс-атташе ГАБТ.

По ее словам, в постановке задействованы 100 артистов и 200 оркестрантов. Для проекта подобран уникальный певческий состав, главные партии подготовили солисты оперной труппы Большого театра и приглашенные артисты. Это Бренден Ганнелл, Томислав Мужек, Сергей Скороходов (Лоэнгрин), Анна Нечаева, Йоханни ван Острум (Эльза), Мария Лобанова, Хатуна Микаберидзе (Ортруда), Эльчин Азизов, Мартин Гантнер, Томас Майер (Тельрамунд), Гюнтер Гройссбёк, Денис Макаров (Генрих), Дерек Веллтон, Николай Казанский (Глашатай) и другие.

Совместный проект ГАБТ и Метрополитен-оперы
Перед премьерой "Лоэнгрина" о совместной постановке высказались на пресс-брифинге генеральный директор Большого театра Владимир Урин и специально приехавший в Москву генеральный директор Метрополитен-оперы Питер Гелб.

"Премьера "Лоэнгрина" - очень важное событие для Большого театра. Это вторая совместная постановка с Метрополитен-оперой, - сказал Урин. - Когда говорят о совместных проектах, то обычно ставят во главу угла финансовый вопрос. Для нас же было чрезвычайно важно и почетно с одним из крупнейших и лучших мировых оперных домов сделать прежде всего творческий продукт".

Гендиректор ГАБТ назвал самым интересным периодом процесс создания совместного спектакля. "Самым интересным периодом был даже не выпуск спектакля "Саломея", а процесс его создания, когда усилиями совместной творческой команды этот спектакль рождался. То же самое, мне кажется, происходит и с "Лоэнгрином", когда задействованная в нем команда получает колоссальное удовольствие от сотворчества. Надеюсь, что такое же удовольствие получат и зрители", - пожелал Урин.

В свою очередь гендиректор Метрополитен-оперы Питер Гелб, обращаясь к представителям СМИ, напомнил, что несколько лет назад именно в Большом театре объявлял планы сотрудничества. "Очень важно сегодня, в наше время, видеть, что художественные, творческие отношения между людьми искусства продолжаются. И они ничего общего не имеют с тем политическим миром, который разворачивается", - отметил Гелб.

Он подчеркнул, что связи между Большим театром и Метрополитен-оперой существуют уже многие десятилетия. "Для Метрополитен-оперы, крупнейшего театра Америки, очень важно и приятно иметь такие теплые отношения с крупнейшим театром России. Надеюсь, что в будущем нас ждет много интересных совместных проектов", - сказал гендиректор Метрополитен-оперы.

Создатели о спектакле
Своими мыслями о премьерном спектакле поделились с журналистами его создатели. Так, дирижер-постановщик Эван Роджистер признался, что каждый проект считает главным в своей жизни. "Оперой "Лоэнгрин" я дирижирую во второй раз. Это одна из самых прекрасных опер", - сказал маэстро.

"Сейчас в оркестровой яме находятся 200 оркестрантов и сто артистов на сцене. 300 человек в спектакле - это всегда большая радость", - оценил дирижер. При этом он не скрыл, что выпускать спектакль во время пандемии очень трудно. "Приходится соблюдать все правила санитарной безопасности. К примеру, хор репетировал в медицинских масках", - пояснил маэстро. "Огромное удовольствие работать с коллективом Большого театра. Они настолько преданы своему делу. Не в каждом коллективе такое встретишь. Спасибо этому потрясающему месту - Большому театру!" - заявил дирижер.

Не удержался от похвал и режиссер Франсуа Жирар. "Я впервые работаю в Большом театре. Это тот дом, где режиссеры ставили, певцы пели, звучала музыка, и так продолжается уже почти 250 лет. Этот дом наполнен прекрасными духами", - сказал режиссер. Он сообщил, что оперу "Лоэнгрин" ставит уже в четвертый раз. "Сейчас для этой постановки объединились два великих оперных дома - Большой театр и Метрополитен-опера. Думаю, что эта копродукция добавит что-то особенное замечательному произведению Рихарда Вагнера", - считает режиссер.

Подобной точки зрения придерживается также певец Гюнтер Гройссбёк, исполнитель партии германского короля Генриха Птицелова. "Впервые я спел эту партию в 2009 году, с тех пор я исполнил эту роль десятки раз. Но совместный спектакль Большого театра и Метрополитен-оперы - один из самых красивых "Лоэнгринов", в которых я когда-либо принимал участие. У меня такое ощущение, что все происходит впервые", - поделился артист.

Как сообщил на пресс-брифинге исполнитель роли Лоэнгрина певец Сергей Скороходов, он давно связан с этой ролью. "Я начал петь эту партию в 2009 году. Считаю, что это одна из самых красивых опер. Мой герой Лоэнгрин - рыцарь Священного Грааля. Он пришел сделать этот мир лучше, добрее. Но люди его не понимают, и ему приходится улететь", - рассказал о своем персонаже певец.

А исполнительница роли Эльзы, принцессы Брабантской, певица Анна Нечаева призналась, что счастлива петь на Исторической сцене Большого театра. При этом она отметила, что Вагнер для нее стал определенным вызовом. "Моя героиня сродни Иоланте в одноименной опере Чайковского. Даже самая чистая душа подвержена искушению, греху", - поделилась артистка. Она также добавила, что много работала над немецким языком. "Были сложности, но мы их преодолели", - заключила певица. Премьерные спектакли с разным составом исполнителей пройдут 24, 25, 27 и 28 февраля, а также 2 и 3 марта (начало в 18:00).

0

29

Канадский режиссер Франсуп Жерар о постановке "ЛОэнгрина": "Ставить оперу - это все равно, что выбирать дом".
Франсуа Жирар о постановке «Лоэнгрина» в Большом театре
174
6 мин.

...
24 февраля на исторической сцене Большого театра пройдет премьера новой постановки оперы Вагнера «Лоэнгрин». Спектакль, который стал еще одной копродукцией Большого и Metropolitan Opera, выпускает канадский режиссер Франсуа Жирар, широкой публике известный в первую очередь своими работами в кино — фильмами «Красная скрипка» (1998) и «Шелк» (2007). Накануне премьеры Франсуа Жирар рассказал Юлии Шагельман о своих взаимоотношениях с вагнеровской оперой.

https://im.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2022/032H/KMO_186575_00119_1_t245_194429.webp

— Расскажите о ваших отношениях с музыкой. Очевидно, что это важная для вас тема — в начале карьеры вы сняли фильм о Глене Гульде, и самая известная ваша картина «Красная скрипка» тоже посвящена музыке.

— Назовите хоть одного кинематографиста, который скажет, что музыка для него не важна! Я снимал кино на многих языках: если посчитать, то мои фильмы сняты на 17 языках. Но тот язык, которому я доверяю больше всего и который нахожу самым надежным и самым выразительным,— это музыка. Она передает эмоции, которые слова не могут передать, ей не нужны субтитры, это самый универсальный и понятный язык.

И я просто люблю музыку — это часть моей жизни. Я не получил никакого музыкального образования, хотя немного играю, но это тот язык, на котором я говорю, который я слышу, который наполняет мою душу.

— А когда вы открыли для себя именно оперу?

— На самом деле, я всегда хотел работать в театре. И мой первый режиссерский опыт, еще лет в 20 с чем-то, был в театре. Но потом пришлось ждать. И когда мне впервые предложили поставить оперу, я сначала подумал, что это будет совсем другая работа по сравнению с фильмами, но очень быстро осознал, что, по сути, постановка оперы очень похожа на кино. Кино ведь и есть порождение оперы. Поэтому в каком-то смысле я двигался в обратном направлении, к истокам.

В XIX веке опера была настоящим развлечением с костюмами, спецэффектами, огромным количеством исполнителей — это в принципе то, чем сейчас является кино. И когда оно пришло на смену театру в качестве массового развлечения, опера не умерла, но в ней стало больше пространства для экспериментов, что я нахожу очень интересным. Поэтому меня несильно интересует классический итальянский репертуар, меня больше привлекают какие-то специфические, маргинальные вещи и, конечно, Вагнер, который вообще сам по себе и ни на кого не похож.

— Мы знаем много примеров успешной работы кинорежиссеров в оперном театре, но какие тут, на ваш взгляд, есть трудности и подводные камни?

— Главная сложность — это расписание. Если в кино вы готовитесь к съемкам и не знаете, когда они запустятся, то в опере на семь лет вперед расписано, когда состоится премьера. Поэтому в кино расписания очень гибкие, а в опере они высечены в камне, но в процессе ведь всегда случаются какие-то осложнения.

Но в креативном плане кино и театр очень похожи. Я часто работаю с одними и теми же людьми: дизайнерами, художниками, сценаристами и так далее. Наша работа находит разное воплощение на экране или на сцене, но, по сути, все сводится к тому, что вы хотите сказать аудитории, какие идеи донести.

— Вы ставили несколько шоу для Cirque du Soleil, как и другие режиссеры, например Робер Лепаж, которые также работали в том числе в опере. Этот опыт помогает вам в музыкальном театре?

— Я считаю, что очень полезно выходить из своей зоны комфорта. Когда вы только снимаете кино, вы становитесь рабом привычек, попадаете в какую-то колею и смотрите на мир только одним определенным образом. Мне же нравится думать, что я везде аутсайдер. В кино люди считают, что я оперный режиссер, а в опере видят во мне кинематографиста. И это помогает сохранять интерес к тому, что ты делаешь, сохранять любопытство.

И, конечно, то, что я узнал, работая в Cirque du Soleil, оказалось полезным и в театре, даже какие-то чисто технические вещи — например, как взаимодействовать с большим ансамблем. Сейчас, например, передо мной на сцене 200 человек, это очень большая команда. И как донести до каждого, что я от него хочу — у меня есть свои методы, которым я научился именно в цирке.

Конечно, кино — это моя первая любовь, а начинал я вообще с видеоарта. Но как только ты почувствовал этот адреналин, риск и энергию живого театра, потом от этого очень трудно отказаться. Энергия 200 человек, которые отправляются в пятичасовое путешествие вместе с аудиторией,— это невероятно. Это вызывает зависимость.

Еще одна вещь, которая меня привлекает в театре: здесь я чувствую себя защищенным. В кино ты всегда зависишь от природы, если только не снимаешь полностью в павильоне. Тебе приходится иметь дело с дневным светом, с погодой, ветром, облаками и тому подобное. А сейчас, в Большом, этом невероятном месте, мы, 10–15 человек, сидим в темноте и контролируем все, что происходит на сцене, которой 200 лет. Если мы решим, что все должно быть зеленым — оно будет зеленым, если красным — то красным. Мы строим мир с нуля. И мне в этом комфортно. Я думаю, люди придумали театр, чтобы защититься от бурь, от глупости, безумных политиков… Это место, в котором мы можем собраться и вместе попытаться найти красоту. Наверное, поэтому я так его люблю.

— «Лоэнгрин» — уже четвертая опера Вагнера, с которой вы работаете, после «Летучего голландца», «Зигфрида» и «Парсифаля». Материал заведомо непростой и музыкально, и идейно, и эстетически. Что вас в нем привлекает?

— Это может быть очень длинный ответ — с Вагнером все всегда очень длинно. Но я постараюсь покороче. Когда ты выбираешь оперу, это почти как покупка дома — вот в «Лоэнгрине» я живу уже пять лет, и это не предел. В следующем году буду ставить его в Metropolitan, а еще через 15 лет, может быть, снова здесь или еще где-нибудь. Так что эта музыка будет со мной, возможно, до самой смерти. Поэтому первая причина, по которой я выбираю оперы Вагнера: от его музыки я не устаю. Я пять лет целыми днями слушаю «Лоэнгрина», и у меня все равно мурашки по коже и все равно слезы наворачиваются. Я все еще нахожу в нем глубину и не уверен, что могу сказать это о многих других композиторах. Вот русских композиторов очень люблю: моя первая опера — это был Стравинский, «Царь Эдип». Надеюсь еще поработать с русскими композиторами — они мне очень нравятся тем, что в них нет сиропа, а есть глубина и инаковость.

О Вагнере мы думаем как о композиторе немецкой традиции, но я считаю, что он стоит отдельно. Многие считают, что он подавляет, мы вообще так воспринимаем немецкую культуру. Но ведь когда Вагнер писал «Лоэнгрина», он участвовал в революционных событиях. Ему пришлось бежать, он даже не был на премьере, и прошло 11 лет, прежде чем он увидел свою оперу на сцене. Так что он был аутсайдером в немецком обществе, в интеллектуальных и артистических кругах. Это очень неординарный персонаж, совершенно уникальный, и меня в нем привлекает именно это. Когда я работаю с Вагнером — это совершенной отдельный мир, который я открываю опера за оперой.

— «Лоэнгрин» сюжетно связан с «Парсифалем», которого вы ставили для Metropolitan в 2013 году. Насколько эта связь важна для вашей нынешней постановки?

— Действие «Парсифаля» происходит в волшебном мире, «Лоэнгрина» — в реальном, они очень разные, но между ними есть связь, и это сам Лоэнгрин. Это единственный герой, который совершает путешествие между двумя мирами. Так что для меня это естественное продолжение, и я мечтаю поставить их вместе: один вечер «Парсифаля» и на следующий «Лоэнгрина». Например, здесь, в Большом театре.

— То, что «Лоэнгрин» сюжетно привязан к определенному месту и эпохе, вас ограничивает как постановщика?

— Да, персонаж, который запускает действие,— это Генрих Птицелов, германский король, который правил в Х веке, и это один из всего двух или трех героев у Вагнера, который существовал на самом деле, а не в легендах и мифах. Но я старался избежать конкретных исторических отсылок, поэтому перенес действие в некое странное неопределенное будущее, и география у нас тоже абстрактная. Это не идет вразрез с текстом, просто я считаю, что эти подробности совершенно не релевантны. У меня были идеи по поводу того, каким должно быть это будущее, но сейчас, когда я смотрю на свою работу, мне нравится в ней ощущение вневременности.

— Ваш Лоэнгрин — кто он? Идеальный рыцарь в сияющих доспехах, или хитрый манипулятор, или поэт не от мира сего?

— С одной стороны, мы прекрасно знаем этого героя, у него есть совершенно конкретная история, описанная у Вольфрама фон Эшенбаха и в других средневековых произведениях. Это рыцарь Святого Грааля, который пришел из замка Монсальват. С другой — это не какой-то парень в перьях и доспехах, он обычный человек, один из нас, и, как я уже говорил, он становится проводником для зрителя между двумя мирами, фантастическим и реальным.

Для меня важно, что все темы, заложенные в опере, не какие-то отдаленные, это история о нас, о сегодняшнем дне. О потере духовности, о похоти, желаниях, о сексуальности, крови и лжи — это все то, что важно для нас и сегодня.

— Удалось ли вам найти какое-то театральное решение для хора в «Лоэнгрине»?

— Эта опера очень ориентирована на хор, и для меня это квинтэссенция всей постановки. У нас в хоре 130 человек, и их голоса создают такую стену звука, что трудно даже подобрать слова, чтобы описать, как это воздействует на слушателя. Как вы знаете, в «Лоэнгрине» хор — это три разные группы: брабантцы, саксонцы и женщины, и мне кажется, мы нашли очень интересное решение, как это использовать, но мне бы хотелось, чтобы это осталось сюрпризом. Сначала границы между ними очень четкие, но постепенно они стираются… в общем, приходите и увидите.

Газета «Коммерсантъ» №32/Ч от 24.02.2022, стр. 11

Отредактировано Илья Муромец (2022-02-24 10:22:49)

0

30

В Ла Скала поставили ультиматум Гергиеву из-за Украины.
https://vz.ru/news/2022/2/24/1145454.html
Миланский театр «Ла Скала» потребовал от российского дирижера Валерия Гергиева призвать к мирному разрешению ситуации вокруг Украины, иначе грозит отстранить его от выступлений с оперой «Пиковая дама», которая идет на сцене с 5 по 13 марта, сообщило в четверг АНСА.

«В «Ла Скала» у нас идет «Пиковая дама», которой дирижирует Валерий Гергиев, человек, не скрывающий свою близость президенту России Владимиру Путину, и мы считаем, что он должен четко определить свою позицию и выступить против вторжения [на Украину], иначе нам придется прекратить сотрудничество», – приводит АНСА слова мэра Милана Джузеппе Салы, передает ТАСС.

Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев на протяжении уже многих лет является постоянным приглашенным дирижером «Ла Скала». Недавно его выступления с оркестром Мариинки были перенесены из-за его заражения коронавирусом.

0


Вы здесь » Поклонники Цискаридзе - Мастеру » Тестовый форум » Призрак оперы - 2